Эксклюзив

Благо концессии: зачем инфраструктуру Украины передают в частные руки

2 декабря 2020
Yaroslav Rizhok Читати українською

Закон о концессии был одним из первых, который прошедшей осенью приняло новое правительство. С тех пор в частные руки уже успели передать Херсонский морской порт и порт Ольвия. В планах правительства сдать помимо морских ворот еще и воздушные, а также вокзалы, больницы и университеты. В связи с «коронакризисом» споры о необходимости передачи инфраструктурных объектов в частные руки поутихли, но едва Украина преодолеет угрозу – они вспыхнут с новой силой. Maanimo разбирался, что означает концессия в украинских реалиях, и каковы возможности такого сотрудничества бизнеса и государства.

Прогрессивная система

Для начала необходимо четко понимать понятие концессии. Многие ошибочно полагают, что это продажа госимущества или сдача его в длительную аренду. На самом же деле государство договаривается с инвестором о создании, реструктуризации или реконструкции объекта с целью его улучшения. При этом полное право собственности остается как раз за государством, которое получает модернизированный объект и доход от него, а инвестор может пользоваться его благами ограниченное количество времени и получать процент от прибыли.

Основным преимуществом от такого партнерства с большим бизнесом для государства является получение выгоды от объектов, требующих регулярных и крупных денежных вливаний. Если экономически страна не может себе позволить широкую модернизацию предприятий и объектов инфраструктуры, их передают в концессию. Стоит учитывать, что абсолютное большинство портов, вокзалов и предприятий возводилось и модернизировалось в последний раз еще в 1930-1970 годах, т.е. по самым оптимистичным подсчетам таким объектам уже около 50 лет. Ремонт если и проводился, то, как правило, косметический. А в случае такого государственного-частного партнерства все издержки по модернизации берет на себя концессионер.

Вы нам – деньги, мы вам — комфорт

Обязанность платить за пользование концессионными объектами, безусловно, ляжет бременем на плечи рядовых граждан и бизнеса. Но взамен конечные потребители получают возможность комфортно использовать продукты такого сотрудничества страны и большого бизнеса. Например, в Украине реально могут быть автомобильные дороги без ям и ухабов. Т.е. концессионер получает трассу в плачевном состоянии, на ремонт которой десятилетиями не находятся деньги в бюджете, проводит ремонт дорожного полотна, приводит в соответствие с высокими стандартами качества, но взамен получает возможность взимать плату за проезд.

Закон о концессии, принятый еще в октябре прошлого года, регламентирует временную передачу в частные руки любых объектов государственной и коммунальной собственности, если это не стратегически и системно важные предприятия. Также запрещено передавать леса и месторождения полезных ископаемых.

Ключ от страны, где гособъекты лежат

По всем признакам этот год должен был пройти под знаком приватизации и в созвездии концессии. Правительство Алексея Гончарука, не так давно отправленное в отставку, строило далекоидущие планы на масштабную приватизацию объектов промышленности и передачи в концессию ключевых объектов инфраструктуры.

К примеру, только за первые два месяца 2020 года Украина увеличила доходы от приватизации госпредприятий в 6,3 раза по сравнению с доходами за аналогичный период 2019 года. А по данным центральных и местных органов власти, на основании государственно-частного партнерства в начале этого года заключили 187 договоров, из которых, однако, функционировало всего 52. Еще 135 договоров по разным причинам не реализовали. Они требовали либо пересмотра условий, либо перезаключения.

Вероятно, Кабмин «новых реформаторов» Дениса Шмыгаля в этом случае поддержал бы курс предыдущего правительства, т.к. прогресс в приватизации и прозрачной передаче гособъектов в концессию важен для потенциального сотрудничества МВФ и Украины. Без подвижек в этих вопросах страну бы оставили без необходимого «денежного багажа» для проведения новых и поддержки существующих реформ. Учитывая дефицит бюджета в первые месяцы текущего года, который практически невозможно покрыть без внешней поддержки, отсутствие договоренности с МВФ стало бы «экономическим харакири» для правительства в любом составе.

Однако в марте планы изменил коронакризис. Все материальные и нематериальные ресурсы государства перенаправлены на борьбу с пандемией и стараниями если не заразить, то хотя бы быстро излечить экономику. Тем не менее, карантин рано или поздно закончится, и страна вернется к старым незаживающим ранам, среди которых и споры о необходимости концессии гособъектов.

Особенности национальной концессии

В начале года в концессию передали важнейшие транспортные узлы страны: морские порты Ольвия и Херсон. Однако многие эксперты критикуют решение государства сбросить все проблемы портов на бизнес и заявляют, что кардинально ситуацию это не изменит. Основной проблемой называют то, что Администрация морских портов должна отчислять в бюджет 90% от прибыли, что не позволяет проводить реконструкции причалов и дноуглубление. По их мнению, потенциальные инвесторы, столкнувшись с инфраструктурой АМПУ, просто снимут с себя обязательства по инвестициям.

До ситуации с карантином в планы по концессии помимо морских портов входили не только такие важнейшие объекты транспортной инфраструктуры, как аэропорты, железнодорожные вокзалы и автомобильные дороги, но и больницы с университетами.

Финансовый эксперт, исполнительный директор «Ассоциации защиты банков» Оксана Чепижко в интервью для Maanimo рассказала, что прибыльные отрасли можно передавать в концессию иностранным капиталам, но в приоритете должны оставаться национальные инвесторы и государство Украина:

«Необходимо понимать, что государство может быть эффективным собственником. Об этом говорит опыт Франции, где доля госсектора в структуре экономики превышает 50%. А национальный бизнес может быть партнером в этом вопросе. Контрольный пакет акций у государства плюс привлечение национального инвестора – вот формула успеха концессии в Украине».

Она подчеркнула, что ключевым условием для создания прозрачных условий передачи и последующего управления является дореформирование судебной системы, т.к. инвестор должен чувствовать уверенность в защите вложенного капитала.

Бесспорно, главный подводный камень подобного сотрудничества государства и крупного бизнеса – это процедура конкурсной передачи гособъектов в концессию. Чтобы предотвратить превращение процесса в хищение госимущества, например, в случаях, когда нет явной необходимости передачи и без того прибыльного объекта, необходим не только государственный, но и неусыпный общественный контроль над процессом.

Оставьте комментарий

Комментарии