Снижение ставки interchange: почему банки против?

На рассмотрении в парламенте находятся законопроекты, целью которых является ограничение interchange-ставки. Крупные ритейлеры приветствуют такой шаг и ставят в пример европейскую практику, где комиссии за безналичные переводы в разы меньше, чем в Украине. Однако представители платежных систем и банковского сектора имеют свою точку зрения на этот счет. О том, как снижение ставки interchange повлияет на развитие безналичных платежей, и что от этого выиграют украинцы, Maanimo спросил у банкиров.

Комментарии

1Дмитрий Семенов, начальник отдела разработки продуктов корпоративного бизнеса АО «АБ «РАДАБАНК»:

РАДАБАНК выступает исключительно за формирование стоимости банковских услуг, в том числе тарифов на торговый и интернет-эквайринг, на принципах рынка. Вмешательство государства в рыночный механизм формирования стоимости негативно отразится, в первую очередь, на качество обслуживания большинства клиентов, которые пользуются услугами эквайринга и уменьшение количества безналичных платежей, что повлечет за собой уменьшение торговой выручки у предпринимателей.

Основным лоббистом административного регулирования ставки interchange и торгового сбора (merchant fees) являются крупные торговые розничные сети, которые пытаются уменьшить свои затраты за счет банковского сектора нерыночными методами.

Административное вмешательство приведет к сокращению программ банков по развитию терминального оборудования, уход большинства мелких банков из этой ниши услуг, что может привести к монополизации рынка несколькими банками.

Конечный потребитель проиграет в конечном итоге, т. к. стоимость товаров в торговых сетях не изменится, а банки будут вынуждены отказаться от эмиссии бесплатных карт, отказаться от «грейс-периода» при установлении кредитного лимита на карту и повысить стоимость расчетно-кассового обслуживания.

В итоге административное вмешательство в формирование стоимости услуг ударит по карману конечного потребителя услуги –  украинца, который пользуется картами наших банков.

1Константин Лежнин, заместитель председателя правления по вопросам розничного бизнеса UKRSIBBANK BNP Paribas Group:

По мнению как банковского сообщества, так и экспертов, а также регулятора, эти законопроекты экономически не обоснованы и приведут к разбалансировке экономических факторов и рыночных механизмов функционирования платежного рынка. Все усилия государства, регулятора и банков в построении кешлес экономики, в развитии безналичного платежного рынка и инструментов эти законопроекты могут свести на нет. Ведь эти законопроекты лоббирует часть бизнеса, при этом не учитывая потребности потребителей и малого бизнеса, для которого банки за свой счет делают огромные инвестиции в инфраструктуру и расширение возможностей и платежеспособности.

Для банковского рынка это будет означать сокращение инвестиций в развитие инфраструктуры приема безналичных платежей, свертывание мотивационных программ для потребителей по причине сокращения доходной части карточного бизнеса и убыточности текущих программ лояльности.

Для потребителей последствия будут очень ощутимыми и значительными в негативном смысле: будут сокращены программы лояльности и мотивационные программы, а также программы кешбэка, значительно сократится число привлекательных кредитных программ, подорожает банковское обслуживание карточных счетов и стоимость карт как таковых.

Для предпринимателей это также будет отрицательным влиянием: банки не будут за свой счет развивать сети терминалов. Все терминалы станут платными и будут покупаться за счет предпринимателей. Сокращение программ кредитования и программ лояльности приведет к сокращению покупательской способности и, собственно, к сокращению оборота торговцев.

Конечно, принятия закона негативно повлияет на прибыльность банков, а в карточном бизнесе - к убыточности. Собственно, это заставит банки сократить расходы и повысить цену обслуживания карточных счетов, а также обслуживание выдачи наличных в АТМ.

Анна Довгальская, заместитель Председателя Правления Глобус Банка:

Дискуссия между ритейлерами и банками с платежными системами началась в середине прошлого года, когда в Верховную Раду внесли несколько законопроектов, которыми предлагалось снизить комиссию за эквайринг.

12 крупных ритейлеров потребовали от правительства поддержать законопроект №4178 (зарегистрирован 1 октября), который снизит основные составляющие комиссии при эквайринге - interchange (межбанковский сбор) и merchant fee (комиссия, которую банк, обслуживающий торговую точку, перечисляет банку, картой которого расплатились.

Сейчас для крупных торговцев размер комиссии составляет от 1,7-2% с каждой транзакции, проведенной по картам международных платежных систем, а для малых и средних магазинов – 2-3%. В то же время в ЕС, согласно Регламенту 2015/751, комиссии намного ниже – 0,2-0,3% по дебетовым и кредитным картам.

Законопроектом №4178 стоимость эквайринга в Украине хотят существенно ограничить: с 1 января 2021 года – 1,5% от суммы транзакции, с 1 июля 2021-го – 1%, с 1 января 2022-го – 0,5%. Interchange предложено снизить также в три этапа – до 1%, 0,65% и 0,3%. За взимание более высоких комиссий НБУ будет штрафовать банки на 10 минимальных зарплат (в 2021-м штраф составит 60 тыс. грн) за каждое нарушение.

Данный законопроект подвергся критике со стороны участников платежного рынка. Сейчас львиная часть комиссии за эквайринг – вознаграждение interchange (1,2-1,6%) передается банку, который выпустил карту, а оставшаяся часть остается у банка, который установил терминал обслуживания (в среднем - 0,4%). Снижение ставки interchange ударит, прежде всего, по крупным банкам-эмитентам, обслуживающим большое количество карт в своем портфеле, которые вложили значительные инвестиции в развитие карточного бизнеса и несут затраты на обслуживание портфеля карт и карточной инфраструктуры. Вполне логично наблюдать негативную реакцию с их стороны.

Также законопроект подвергся критике со стороны международных платежных систем, которые прогнозируют значительное снижение безналичных платежей в нашей стране, если законопроект примут. В настоящее время на мировой арене Украина отмечена высоким темпом роста безналичных платежей. Этого позволили достичь существующие рыночные тарифы и саморегулирующаяся система. Interchange – это, фактически, основной драйвер платежного бизнеса. Европейский опыт регулирования тарифов остановил развитие отрасли и привел к дополнительным расходам у клиентов.

Хочу заметить, что именно существующая система взаимодействия клиентов, банков и ритейлеров позволила обеспечить рост безналичных платежей в нашей стране. И логично предположить, что потребителям, оплачивающим товары и услуги с помощью банковских карт, для этого созданы благоприятные условия. Ведь банки, конкурируя друг с другом, бесплатно раздают карты, проводят выгодные акции для клиентов, вкладывают средства в рекламу, несут расходы по сопровождению и развитию инфраструктуры терминальных сетей и персонал. Каждая из вышеперечисленных активностей – это расходы банков, которые должны окупаться. При снижении ставки interchange банки существенно скорректируют бюджеты.

Полагаю, что в конечном итоге пострадает клиент – карты могут стать платными, будет сокращено количество терминалов самообслуживания, свернуты программы кешбэк.

Дмитрий Лучко, директор департамента карточного бизнеса АО «Кредобанк»:

Причин для негодования несколько, но главная из них – отсутствие полноценного обсуждения и согласования данных инициатив с банковским сектором. Ведь никто из банкиров не опровергает того факта, что со временем ставки interchange будут снижаться и в нашей стране.  Но это должно происходить в чёткой корреляции с рыночной ситуацией как по времени, так и по размеру снижения.

Простые отсылки инициаторов и защитников законопроекта к соответствующим уровням interchange в Европе являются абсолютно манипулятивными, ведь они умалчивают о той огромной разнице, которая существует в средних оборотах по терминалу в Европе и в Украине, соответственно, о средней доходности одного терминала, которая должна не только покрывать расходы на содержание терминальной сети (именно сети, а не одного терминала), но и обеспечивать её периодическую модернизацию и развитие.

Инициаторы изменений опять же умалчивают о том негативном эффекте для простых пользователей карт, который стал результатом упомянутого снижения ставок interchange в Европе. Речь о повышении тарифов для владельцев карт, на которое вынуждены были пойти банки, и даже о введении новых тарифов, а также об ухудшении условий по кредитным картам, сворачивании программ лояльности и т. д.  И очень сомнительно, что сегодня кто-то сможет предоставить чёткие аргументы в защиту того, что развитие ситуации в Украине пойдёт своим уникальным и абсолютно оптимистическим путём, который обезопасит простых украинцев от всех этих негативных последствий неадекватно большого и срочного понижения ставок interchange. 

Что касается вероятности уменьшения стоимости товаров и услуг в результате снижения банками ставок interchange для торговцев, то я уверен, что этого не произойдёт. Таким образом, предложенная редакция законопроекта призвана обеспечить дальнейший рост прибыльности работы торговых предприятий, и в первую очередь из сегмента больших и общенациональных, которая будет профинансирована увеличением расходов простых украинцев на использование банковских продуктов и сервисов.

Андрей Прусов, заместитель председателя правления Банка Форвард:

Законодательное вмешательство в регулирование комиссии интерчейндж приведет к сокращению инноваций, повышению банковских комиссий, сокращению количества платежных терминалов и к росту доли наличных расчетов в розничном товарообороте.

Расчеты платежными картами – это экономически эффективная альтернатива наличным деньгам. Общие затраты на расчеты картами составляют до 2%.

В отличие от затрат на оборот наличных, их легко идентифицировать, так как они в явном виде отражены в комиссии интерчейндж международных платежных систем. Из этой комиссии в итоге оплачивается стоимость карт, терминалов для оплаты в магазинах и затраты на процессирование платежей.

Доля расчетов картами в общем объеме покупок в Украине выросла с 0,5% в 2010 до почти 60% в 2021 году, а в количестве операций - превысила 85%. Благодаря развитию безналичных платежей развилась электронная коммерция, появились лидирующие технологии в почтовых услугах и логистике, аналогов которым нет в мире. Если сложить все вместе, то окажется, что при покупке наличными деньгами любого товара в супермаркете мы тратим не менее 5% на то, что на самом деле не дает нам никакой дополнительной ценности, а просто служит инструментом для того, чтобы покупка состоялась.

Затраты на оборот наличных денег распределены у большого количества субъектов, включая государство, поэтому их сложно увидеть в явном виде. Но от этого они никуда не деваются, и в итоге платит за все конечный потребитель.

В эти 5% входит сама стоимость бумажных денег и затраты на обслуживание их оборота, стоимость банкоматов, сейфов, касс и расходных материалов, хранение денег, затраты на инкассацию, пересчет, вывоз денег в банк и недополученные доходы от того, что бумажные деньги лежат в нашем кошельке или в кассе магазина.

По грубым подсчетам, затраты на использование наличных денег обходятся нам с вами в 50 млрд гривен в год, условно -  по 150 грн в месяц каждому.

По материалам Maanimo.com
Комментарии